Не уснуть без гула двигателей - истории павлодарских капитанов

aeacaded332d42b2d26213fe77e90620cd14289d 

Павлодарский речной порт - серьезное предприятие, где занимаются добычей песка, перевозкой грузов по воде и очисткой русел рек. Многотонные баржи, буксирные теплоходы, плавкраны и земснаряды - все это флот речного порта, передает Павлодар-онлайн.

Накануне павлодарские речники отметили свой профессиональный праздник. Это капитаны, штурманы, мотористы, диспетчеры и другие специалисты, чья работа связана с водным транспортом. Многие из них, можно сказать, выросли на теплоходе.

3fb35305cb8cc6f12132adfd269e8ec763b709f9

Продолжает семейную династию и капитан легендарного теплохода БТ Сергей Пермитин. Сейчас ему 33 года. Когда-то Сергей планировал связать свою жизнь с IT, даже отучился на программиста. Потом успел поработать в автосервисе вместе с отцом, но в итоге судьба все равно привела его в порт.

С детства Сергей слушал рассказы об Иртыше, северных реках и флотской романтике. Что неудивительно: отец - первый штурман, мама - повар на судне, а крестным мальчика стал капитан теплохода, где работал отец.

5a8dcfe2c93f2e78a399be2874bf50ff82a17e44

- В порт я пришел в 2015 году мотористом-матросом. Поработал два года, присмотрелся и решил, что мне это по душе. Поступил в Омский институт водного транспорта, отучился там шесть лет, - рассказывает Сергей Пермитин.

Капитанит он с октября прошлого года. Теплоход не новый, но надежный. Такие разрабатывали специально для работы на реках Иртыш, Обь, Енисей и Лена в условиях сильного течения. Этой весной на судне провели ремонт: заменили систему водоснабжения, перебрали дизель, обновили камбуз.

389dc839580330bab7799d3a9df01bd4e122da55

- Многие из моих однокурсников не задержались в профессии. Не всем такой режим подходит: все лето проводишь на работе, она становится твоим вторым домом, - говорит Сергей Пермитин.

В его команде - шесть человек: два командира, три моториста и повар. К слову,  рядом с Сергеем работает его отец. Не так давно Пермитин старший вернулся на реку механиком - первым помощником капитана.

-  Работа у нас не из легких, нужно и психологически и физически быть готовым. Поймите, ошибок река не прощает, и на споры на борту времени нет, поэтому в команде должны быть проверенные люди, - считает капитан. - Работаем мы и в жару, и в дождь, и при сильном ветре. Когда на реке стоит лед, занимаемся ремонтом, готовим суда к навигации. Металл зимой очень холодный, а летом палуба нагревается так, что можно жарить яичницу.

904f6267cfe26bc4033abe50a410726b5a932052

Сейчас крупнейший речной порт страны зарабатывет в основном на добыче песка, а не на грузоперевозках. Песок нужен для строительства дорог, зданий и мостов. Работают павлодарские речники в основном в своей акватории. Но Сергей вспоминает, как однажды ходил в Омск за новой баржей.

- Весной, когда лед тает и капает с крыш, начинает тянуть на реку, - признается капитан.  

И он такой не один. Весной тянет на работу и его коллегу Марата Кенженова - на реку, к запахам воды, солярки и свежей краски  

Марат тоже из семьи речников. Его отец был капитаном и все каникулы мальчишка проводил с ним на теплоходе. С детства знал - будет капитаном.

a95007d34c48afd32ce12037d7d5c41410d8a135

В отличие от сына, отец попал на флот совершенно случайно. После армии ночью в чужом городе, в огромной Москве, встретил парня, который собирался ехать в Семипалатинск – поступать в речное училище. Ребята разговорились, и старший Кенженов недолго думая уехал с новым знакомым. В итоге поступил, отучился и с начала 70-х работал на флоте. Любовь к работе он передал и сыну.

В павлодарском порту Марат капитанит последние несколько лет. До этого целых 20 лет работал в России, куда в 90-е перевели большую часть флота. Вернувшись домой, Марат сменил у руля отца - работал на том же теплоходе, которым раньше управлял Кенженов старший. Именно отец Марата подарил судну вторую жизнь, восстановлением теплохода он занимался целых шесть лет.

- Если ты проработал на реке лет 5, потом Иртыш тебя уже не отпускает, - признается капитан. - Мы, флотские люди, нам на суше не так привычно. Зимой приходится долго реабилитироваться, чтобы привыкнуть спать в тишине - без гула двигателей, без вибрации и качки, - объясняет Марат Кенженов.

На смену он заступает в девять утра, сменяется через сутки. На борту капитан Марат Кенженов отвечает буквально за все: за безопасность людей, исправность механизмов и атмосферу в коллективе.

-  Сегодня я на сутках, за штурвалом. В перерывах спускаемся в машинное отделение, проводим профилактические работы. Теплоход у нас не новый, но мы за ним следим - шприцуем, смазываем, моем, чистим, красим, - рассказывает капитан, отчаливая от причальной стенки.

f117a1f481696b9c20ed0ffe95a4e697fe9fddcc

Особая гордость Марата - система видеонаблюдения. Он сам установил на борту камеры : теперь из рубки видно, что происходит на носу теплохода и по сторонам. Еще одну камеру Марат хочет установить в машинном отделении. Руководство его инициативу поддержало.

- Иртыш каждый год меняется. Весной, когда делали три рейса до границы, заметили, что появились новые перекаты. Кажется, река будто возвращается в старое русло: оживают старицы. Сейчас и воды стало больше, и рыбы прибавилось, Иртыш как будто на подъеме, - поделился своими наблюдениями Марат Кенженов.

Работу он свою любит, но в душе тоскует по дальним рейсам - на север, до Ханты-Мансийска и Новосибирска. Помнит Марат и свой самый долгий рейс - только в одну сторону они шли два месяца.

-  Скучаем по дальним рейсам. Надеемся, в будущем возобновится транзит, - говорит Марат Кенженов.

Еще один незаменимый человек в порту - электромеханик по флоту Иосиф Врублевский. Начинал он электриком на судоремзаводе. Его будущая супруга работала тогда радисткой в порту. Познакомились на танцах.

- Она мне на ногу наступила. Я ей - "поаккуратнее". Потом пригляделся - вроде ничего. Так и познакомились. А дальше все закрутилось: женился, и она меня на флот утащила, - с улыбкой рассказывает речник.

b0be6011026050808fd3d2806dc2087c1b13777f

Сначала Иосиф пошел работать мотористом на самоходках. Потом стал штурманом, затем старпомом, капитаном. Работал на легендарных БТМах и ракетах на подводных крыльях.

- Раньше здесь до сотни единиц флота стояло на рейде. Было интересно, - вспоминает речник. -  Работал на БТМах, на самоходках - начинал на "Гагарине". Потом перешел на ракеты. Больше всего на теплоходе нравилось. А на ракете - что? Привез пассажиров, увез. Было 64 места на глубокосидящей и 50 - на мелкосидящей. Мы их "Маруськами" называли. Шли со скоростью 60 километров в час. До Омска сбегали, переночевали и обратно.

С развалом Союза команду и теплоходы отдали в аренду. Дома Иосиф Александрович не появлялся полгода, и такая "романтика" его не устроила. Профессию пришлось оставить. На флот он вернулся уже не капитаном, а электриком.

Сейчас Иосифу Александровичу 69 лет, у него подрастают пятеро внуков, но работа не отпускает. Специалист он штучный - электромеханик флота. Следит за тем, чтобы техника на судах работала как часы: рулевые машины, генераторы, приборы. Обслуживает почти весь флот речного порта. А раньше - еще и прогулочные теплоходы "Казахстан" и "Экибастуз".

78abf845bb42b112077fe4ce2b8fc4361da6c5e5

Накануне Иосиф Александрович и его коллеги принимали поздравления. Дело в том, что в Год рабочих профессий, по поручению главы государства, был утвержден профессиональный праздник работников морского и речного транспорта.

- Хочу поздравить всех коллег, причастных к флоту, наш порт и все его службы. Желаю всем крепкого здоровья и безаварийной работы, - пожелал коллегам капитан Марат Кенженов.

К слову, всего через несколько недель павлодарский речной порт отметить свое 60-летие.

3f9b7cd0c3ba72e78305ec344fad97964d62ce11

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
+1
Прямой эфир
Звезды, любовь и салют: как павлодарцы отпраздновали День города на Ertis Promenade (фото)
На предпоследем фото "Кала куни". Слов нет, только смайлики .
#wlad4 дня назад
Два предприятия в Павлодарской области недоплатили почти миллиард тенге налогов
Ну если в первом случае всё понятно, то во втором нихрена. Снизилась реализация продукции - снизилась сумма налогов. Что…
#wlad1 неделю назад
В 2027 году в Павлодаре откроют завод по переработке макулатуры
Somik, я тут ваще не при делах, гофрой клянусь.
#wlad1 неделю назад
Почти 400 тысяч тенге составила среднемесячная зарплата в Павлодарской области
И хотя в моей фамилии лишь только первые 3 буквы совпадают с фамилией Станиславского, я всё равно закричу - "Не верю"!
#wlad1 неделю назад
"Иртыш" на втором месте
Тренеру надо слепить команду. Игроки - хорошие. А команды пока нет, только индивидуальное мастерство, оттого последнюю…
#Somik1 неделю назад
Как изменился после ремонта экибастузский вокзал
Молодцы, когда устраняют накопившиеся косяки. Люди уезжают из Экибастуза в том числе из-за отсутствия инфраструктуры
#Somik1 неделю назад
В Павлодарской области намерены реализовать инвестпроекты почти на 200 миллиардов тенге
Bober123, нет такого молотка чтобы забить такую кучу денег.
#wlad2 недели назад
Почему в последние годы саженцы не приживаются в павлодарском парке металлургов?
Рад, что дошли наши экологи до новых технологий. Очень надеюсь, что потомки оценят плоды применения этих технологий, а…
#Somik2 недели назад
Болталка 2.0
 Кто подскажет что с интернетом? Домашний не пашет и мобильный еле тянет.
#Цыпа2 недели назад
"Казхром" ответил на новость о нарушении экологических норм
wlad, "выезжать на советском старье" -- это понятный, уже давно избитый тезис на просторах интернета.  Но причем здесь…
#John Wick3 недели назад
Павлодарским предпринимателям напомнили о праве жителей региона бесплатно отдыхать на пляжах
Павлодарцев, в свою очередь, просят отдыхать только в специально оборудованных для этого местах и соблюдать правила…
#wlad1 месяц назад
Удар стихии: 17 пострадавших, один погибший, около 70 поврежденных зданий (фото)
wlad, если оно существует, значит по-любому оно ДЛЯ чего-то нужно!
#Bober1231 месяц назад
Аким Павлодарской области на две недели ушел в отпуск
На берегу пустынных волнСидел он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоПлескалось озеро; бедный чёлнПо ней…
#wlad1 месяц назад
Зачем Павлодарскому алюминиевому заводу кораблик на радиоуправлении за 180 тысяч тенге
Измерения проводят ежеквартально. Нужно этого для подсчета водного баланса на и "хвостов" каустической соды в…
#wlad1 месяц назад
В Павлодарской области задержали иностранца, разъезжавшего на автомобиле с подложными номерами
Павон не видит разницы между Honda и Hyundai?  Все азиаты на одно лицо? Советую пересмотреть "Мимино".
#wlad1 месяц назад
Из Павлодара запустят рейсы в Турцию
o.k., так и в Омск были. При СССР, сам не раз летал. Я про сейчас - месяц летаем, сто нет.
#wlad1 месяц назад
Где в Павлодаре обустроят новые мини-скверы
Тот случай, когда без 2гис опознала только Ломова
#o.k.1 месяц назад
Павлодарский пляж готовят к открытию купального сезона
Кабинок для переодевания добавить бы. Очереди были в прошлом году впечатляющие
#o.k.1 месяц назад
Павлодарские зооволонтеры ищут новый дом для кошки, которая осталась без хозяйки
"Хозяйки не стало. Муж женщины работает вахтовым методом, дома не бывает месяцами" - распространенная история в…
#Somik1 месяц назад
Сохранению павлодарской "Гусинки" может помешать создание в пойме нового природного резервата
Резерват "зацепит" территорию восьми районов области и двух городов. Это хорошо - наводить порядок. У нас уже есть зона…
#Somik1 месяц назад
Павлодарцев приглашают на "Дармарку"
Ждем без надежды пристроить, а с надеждой поучавствовать в новом мероприятии
#Somik1 месяц назад
Красить многоэтажки со всех сторон начнут в Павлодаре
"Чиновники говорят, надеялись на сознательность горожан" Сознательных немного, собраться тяжело, активистов не хватает.…
#Somik1 месяц назад