Павлодарский речной порт - серьезное предприятие, где занимаются добычей песка, перевозкой грузов по воде и очисткой русел рек. Многотонные баржи, буксирные теплоходы, плавкраны и земснаряды - все это флот речного порта, передает Павлодар-онлайн.
Накануне павлодарские речники отметили свой профессиональный праздник. Это капитаны, штурманы, мотористы, диспетчеры и другие специалисты, чья работа связана с водным транспортом. Многие из них, можно сказать, выросли на теплоходе.
Продолжает семейную династию и капитан легендарного теплохода БТ Сергей Пермитин. Сейчас ему 33 года. Когда-то Сергей планировал связать свою жизнь с IT, даже отучился на программиста. Потом успел поработать в автосервисе вместе с отцом, но в итоге судьба все равно привела его в порт.
С детства Сергей слушал рассказы об Иртыше, северных реках и флотской романтике. Что неудивительно: отец - первый штурман, мама - повар на судне, а крестным мальчика стал капитан теплохода, где работал отец.
- В порт я пришел в 2015 году мотористом-матросом. Поработал два года, присмотрелся и решил, что мне это по душе. Поступил в Омский институт водного транспорта, отучился там шесть лет, - рассказывает Сергей Пермитин.
Капитанит он с октября прошлого года. Теплоход не новый, но надежный. Такие разрабатывали специально для работы на реках Иртыш, Обь, Енисей и Лена в условиях сильного течения. Этой весной на судне провели ремонт: заменили систему водоснабжения, перебрали дизель, обновили камбуз.
- Многие из моих однокурсников не задержались в профессии. Не всем такой режим подходит: все лето проводишь на работе, она становится твоим вторым домом, - говорит Сергей Пермитин.
В его команде - шесть человек: два командира, три моториста и повар. К слову, рядом с Сергеем работает его отец. Не так давно Пермитин старший вернулся на реку механиком - первым помощником капитана.
- Работа у нас не из легких, нужно и психологически и физически быть готовым. Поймите, ошибок река не прощает, и на споры на борту времени нет, поэтому в команде должны быть проверенные люди, - считает капитан. - Работаем мы и в жару, и в дождь, и при сильном ветре. Когда на реке стоит лед, занимаемся ремонтом, готовим суда к навигации. Металл зимой очень холодный, а летом палуба нагревается так, что можно жарить яичницу.
Сейчас крупнейший речной порт страны зарабатывет в основном на добыче песка, а не на грузоперевозках. Песок нужен для строительства дорог, зданий и мостов. Работают павлодарские речники в основном в своей акватории. Но Сергей вспоминает, как однажды ходил в Омск за новой баржей.
- Весной, когда лед тает и капает с крыш, начинает тянуть на реку, - признается капитан.
И он такой не один. Весной тянет на работу и его коллегу Марата Кенженова - на реку, к запахам воды, солярки и свежей краски
Марат тоже из семьи речников. Его отец был капитаном и все каникулы мальчишка проводил с ним на теплоходе. С детства знал - будет капитаном.
В отличие от сына, отец попал на флот совершенно случайно. После армии ночью в чужом городе, в огромной Москве, встретил парня, который собирался ехать в Семипалатинск – поступать в речное училище. Ребята разговорились, и старший Кенженов недолго думая уехал с новым знакомым. В итоге поступил, отучился и с начала 70-х работал на флоте. Любовь к работе он передал и сыну.
В павлодарском порту Марат капитанит последние несколько лет. До этого целых 20 лет работал в России, куда в 90-е перевели большую часть флота. Вернувшись домой, Марат сменил у руля отца - работал на том же теплоходе, которым раньше управлял Кенженов старший. Именно отец Марата подарил судну вторую жизнь, восстановлением теплохода он занимался целых шесть лет.
- Если ты проработал на реке лет 5, потом Иртыш тебя уже не отпускает, - признается капитан. - Мы, флотские люди, нам на суше не так привычно. Зимой приходится долго реабилитироваться, чтобы привыкнуть спать в тишине - без гула двигателей, без вибрации и качки, - объясняет Марат Кенженов.
На смену он заступает в девять утра, сменяется через сутки. На борту капитан Марат Кенженов отвечает буквально за все: за безопасность людей, исправность механизмов и атмосферу в коллективе.
- Сегодня я на сутках, за штурвалом. В перерывах спускаемся в машинное отделение, проводим профилактические работы. Теплоход у нас не новый, но мы за ним следим - шприцуем, смазываем, моем, чистим, красим, - рассказывает капитан, отчаливая от причальной стенки.
Особая гордость Марата - система видеонаблюдения. Он сам установил на борту камеры : теперь из рубки видно, что происходит на носу теплохода и по сторонам. Еще одну камеру Марат хочет установить в машинном отделении. Руководство его инициативу поддержало.
- Иртыш каждый год меняется. Весной, когда делали три рейса до границы, заметили, что появились новые перекаты. Кажется, река будто возвращается в старое русло: оживают старицы. Сейчас и воды стало больше, и рыбы прибавилось, Иртыш как будто на подъеме, - поделился своими наблюдениями Марат Кенженов.
Работу он свою любит, но в душе тоскует по дальним рейсам - на север, до Ханты-Мансийска и Новосибирска. Помнит Марат и свой самый долгий рейс - только в одну сторону они шли два месяца.
- Скучаем по дальним рейсам. Надеемся, в будущем возобновится транзит, - говорит Марат Кенженов.
Еще один незаменимый человек в порту - электромеханик по флоту Иосиф Врублевский. Начинал он электриком на судоремзаводе. Его будущая супруга работала тогда радисткой в порту. Познакомились на танцах.
- Она мне на ногу наступила. Я ей - "поаккуратнее". Потом пригляделся - вроде ничего. Так и познакомились. А дальше все закрутилось: женился, и она меня на флот утащила, - с улыбкой рассказывает речник.
Сначала Иосиф пошел работать мотористом на самоходках. Потом стал штурманом, затем старпомом, капитаном. Работал на легендарных БТМах и ракетах на подводных крыльях.
- Раньше здесь до сотни единиц флота стояло на рейде. Было интересно, - вспоминает речник. - Работал на БТМах, на самоходках - начинал на "Гагарине". Потом перешел на ракеты. Больше всего на теплоходе нравилось. А на ракете - что? Привез пассажиров, увез. Было 64 места на глубокосидящей и 50 - на мелкосидящей. Мы их "Маруськами" называли. Шли со скоростью 60 километров в час. До Омска сбегали, переночевали и обратно.
С развалом Союза команду и теплоходы отдали в аренду. Дома Иосиф Александрович не появлялся полгода, и такая "романтика" его не устроила. Профессию пришлось оставить. На флот он вернулся уже не капитаном, а электриком.
Сейчас Иосифу Александровичу 69 лет, у него подрастают пятеро внуков, но работа не отпускает. Специалист он штучный - электромеханик флота. Следит за тем, чтобы техника на судах работала как часы: рулевые машины, генераторы, приборы. Обслуживает почти весь флот речного порта. А раньше - еще и прогулочные теплоходы "Казахстан" и "Экибастуз".
Накануне Иосиф Александрович и его коллеги принимали поздравления. Дело в том, что в Год рабочих профессий, по поручению главы государства, был утвержден профессиональный праздник работников морского и речного транспорта.
- Хочу поздравить всех коллег, причастных к флоту, наш порт и все его службы. Желаю всем крепкого здоровья и безаварийной работы, - пожелал коллегам капитан Марат Кенженов.
К слову, всего через несколько недель павлодарский речной порт отметить свое 60-летие.